Ворончук Людмила Васильевна, учитель первой квалификационной категории, отличник народного образования, стаж работы 33 года. Девиз работы Людмилы Васильевны:" Смысл имеет лишь жизнь, прожитая для других" . Главное направление работы - развитие творческой, самостоятельной личности. Учитель хочет видеть своих учеников развитыми духовно, с высоким интеллектуальным потенциалом, патриотами нашей Родины, которые смогут в будущем работать на благо и процветание Родины. Наш век - век творчества, самостоятельности, инициативы. И задача учителя воспитать учеников именно такими. |
ОТКРЫТЫЙ УРОК В 10 КЛАССЕ ПО РОМАНУ Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР». ТЕМА: Великосветское общество в романе. Задачи: 1. Показать, что Толстой отрицает нормы жизни высшего общества и вскрывает его отрицательные черты. 2. Показать неоднородность этого общества, наличие в нем людей, которым не по нраву эта жизнь. 3. Начать работу над умением выявлять авторское отношение к героям и обосновывать оценку прочитанного. 4. Обратить внимание учащихся на приемы сатиры писателя. 5. Способствовать воспитанию отрицательного отношения к нечестности, лицемерию, карьеризму и т. д. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО. С первых страниц романа мы попадаем в светский салон. Вечер, казалось бы, не имеющий прямого отношения ко всему, что будет дальше. Но здесь - незаметно для нас - завязываются все нити романа. (Пьер - Элен, Анатоль - кн.Марья, А.М.Друбецкая ; кн. Андрей - Наташа.) - вспомним салон А.П. Шерер. Все нити завязываются здесь, на вечере у Шерер. И за всем этим стоит человек с острыми глазами, выглядывающими из-под низких бровей. Две стихии: одна - воплощенная в Ростовых, Пьере, кн. Андрее; другая - светский салон.
1. Почему Анна Петровна испугалась, увидев входящего Пьера? «Естественность и ум. не свойственные месту...» Что же свойственно месту? Лживость и притворство. 2. Кого изображает Анна Павловна? С кем сравнивает Толстой хозяйку салона? Т.1, ч. 1, гл. 9; т. 1, ч. 2, гл. 14,16 ; т. 1, ч. 3, гл. 17. Мысль, чувстве^ искренность - в другом мире. Постоянный гость салона - князь Василий. Портрет кн. Василия. Выражение лица-«плоское, светлое». 3. Какова манера его речи? Автоматизм, лицемерие, отсутствие внутренней свободы. М.Ю.Лермонтов: «...мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски...» В этом мире не так легко отделить кажущееся от действительного. Кажется, князя Василия волнует здоровье Анны Павловны и депеша Новосильцева.
Кажется, кн. Друбецкая с интересом слушает рассказ виконта. Кажется, кн. Элен очень красива. НО ЭТО ВСЕ КАК БУДТО. 4. Какая человеческая сущность скрывается за этими уверенными и изящными лицами? Т.1, ч. 3, гл. 18. (Элен — нет глаз!) Но сколько белизны и блеска! 5. Но почему же необыкновенно похожий на нее брат Ипполит столь «поразительно дурен»? Т.1, ч. 3, гл. 19. Как характеризует Ипполита рассказанный им анекдот? Т. 1, ч.4, гл. 31. Манера сатиры Толстого - «срывание всех и всяческих масок». 6. Зачем приехали сюда кн. Друбецкая, кн. Василий? Т.1, ч. 4, гл. 23, 27. 7. Почему в этой главе так много французского текста? Вывод: Внешне - изящество движений, светский такт, высокие политические интересы, забота о благе Отечества, чуткость. На деле - притворство, позерство, фальшь, корыстолюбие, расчетливость, равнодушие ко всему, кроме своих интересов, политическая реакционность, глупость. В 10 главе мы попадаем в другую обстановку. Сообщение учащихся об именинах у Ростовых. 8. Какая атмосфера царит в доме Ростовых? В чем отличие взаимоотношений в семье Ростовых от взаимоотношений в высшем свете? И опять перебивка планов: только что мы наслаждались весельем и танцами у Ростовых, а уже в главе 21 Л.Толстой, развивая тему света, вносит в нее новый мотив- мотив войны. Война расчетливости и выгоды, хищнических порывов, жадности и корыстолюбия. 9. Каким становится этот мир? Меняется «светское» выражение лица князя Василия перед боем за наследство графа Безухова. Проследить за движениями действующих лиц, речью, интонацией. ВЫВОД: Л.Толстой отрицает нормы неестественной, фальшивой и корыстной жизни светского общества. Он использует метод срывания масок со своих героев. Особенности портрета Толстого. В чем они? 1. Знакомство с героем происходит через внешность. 2. Выделение одной - двух постоянных признаков-примет.
[ Сохранить...] |