Сделать стартовой | Поставить закладку Добро пожаловать!!

История школы  

     О школе №11
     Историческая справка
     Настоящее нашей школы
     Профиль школы
 

Коллектив           

     Администрация школы
     Попечительский совет
     Учителя
 

Учебный процесс

     Методические разработки

     Учебный план

     Проверь себя! (тесты)
 

Школьная жизнь

     Газета «Форсаж» 

     «Старт в науку»      
     Достижения школьников      
     Проводимые мероприятия      
     Традиции школы      
 

Новости                

     Школьные новости      
     Лента новостей...      

 

Советы                    

     Для Вас, родители! 
 
 

Обратная связь  

     Гостевая книга      
     Авторы...      
     Помощь      
 

Методическая разработка Михайлова Марина Юрьевна              

     

Михайлова Марина Юрьевна,                                                                                                   

 
 

Простые люди в непростое время.
Времена не выбирают -В них живут и умирают. Н.Коржавин

Цели:
 Методом интеграции школьных дисциплин истории России и литературы проанализировать основные события гражданской войны в России
 наблюдать в художественном произведении закономерный ход исторических событий.
 Работа с исторической картой, художественным текстом

Основные понятия: гражданская война, общественное сознание, красноармейцы, белая армия. советская власть. экспроприация

Основные знания: характеристика различных подходов в историографии по вопросу гражданской войны. Причины гражданской войны, основные её этапы и события. Итоги и значение. Причины победы большевиков.






1. звучит песня В.Высоцкого «Песня о новом времени». Слово учителя истории.
Сегодня у нас необычный урок. А чем же он необычен? А тем, что новое вы будете узнавать сразу из нескольких школьных дисциплин: неразрывно связаны культура в истории, и историзм в литературе, музыке, живописи. И те исторические условия, в которых они развивались.
Мы научимся анализировать «Донские рассказы» Шолохова, ответив на вопрос: трагедия человека на гражданской войне по Шолохову, в чем она?
Мы вспомним (история) периодизацию гражданской войны , остановимся подробнее на событиях, происходящих на южном фронте.
.. .Но, пожалуй, наш урок выходит за страницы школьных учебников. «Простые люди в непростое время» - так мы называем сегодняшний урок, и эпиграфом к нему послужат слова поэта Н.Коржавина: «Времена не выбирают - в них живут и умирают». Видеть в любом явлении жизни прекрасное и трагическое, наблюдать в художественном произведении закономерный ход исторических событий, осознавать неразрывную историческую связь судеб наших далеких соотечественников с нашими судьбами -горько и радостно. Это наша с вами история. Это - наша литература.
*****
Гражданская война начала XX века в России. Почти 100 лет прошло. Но прежде, чем мы
будем вспоминать далекие события той поры, скажите:
Что такое гражданская война?
Назовите (приведите примеры гражданской войны из курса истории) Ш Давайте вспомним хронологию гражданской войны в России начала XX века.
I этап: окт. 1917 - весна 1918 - локальные военные действия;
II этап: весна 1918 - осень 1928 - фронтовой период.
Лето - осень 1918:- эскалация войны
Декабрь 1918 - июнь 1919:- противоборство регулярных армий красных и белых.
Осень 1919 - осень 1920:- поражение белых армий
1920 - 1922:- «малая гражданская война».
Гражданская война. В воображении одна за другой возникают батальные картины: лавинная атака Первой Конной, отчаянный штурм Перекопа, ледяные укрепления , Волочаевки.
Литература о гражданской войне высвечивала ее героические страницы. При этом историки умалчивали о другой стороне войны о ее трагических страницах. Только в конце XX века отечественные историки (Урланис, Поляков, Данилов - а следом и другие) стали исследовать и публиковать свои изыскания об огромных, безвозвратных потерях. По данным Полякова они составляют 12 млн человек. По другим данным 15 млн. причем на собственно военные потери, по мнению историка Волобуева, падает 800
тыс. человек, таким образом, остальные погибли от тифа, голода, холода, уничтожены как заложники, и т.д.
Ученическая презентация «Южный фронт».
Огненная межа гражданской войны прошла по всей стране, по каждой семье, перепахала
привычный уклад жизни; психологию и судьбы людей. Кто-то сказал, что смерть миллионов - это статистика, а смерть одного человека - это
история.
В своем творчестве Шолохов ушел от примитивного противопоставления «красных»
«белым», рассказав о первом послереволюционном десятилетии как о трагическом
времени перелома человеческого и национального бытия.
20-ые годы в изображении Шолохова - это время, необратимо расколовшее русский мир;
это эпоха великого горя народного.
Но вначале о самом Шолохове, 100-летие которого мы отмечали в этом году.
Выступления учащихся
Фрагменты фильма о Шолохове
Ребята, к уроку вы прочитали рассказ «Родинка», открывающий цикл «Донские рассказы» и «Шибалково Семя».
1. Что явилось главной темой этих рассказов? (острый социальный конфликт,
человеческая трагедия, быт казачества, его семейный уклад, беспросветная нужда,
бедность)
2. В чем проявляется острый социальный конфликт?
3. Объясните антитезу, на котором построен рассказ «Родинка»:
(Отец и сын - представители двух враждебных сторон; путь Николая Кошевого - путь борьбы за народное счастье, его отца - грабежей и убийств, за Николаем Кошевым -светлое будущее, шайка бандитов и ее атаман обречены на гибель).
4. Как вы поняли смысл названия рассказа «Родинка» (род, Родина, народ -
однокоренные слова)?
5. Что мы знаем о героях рассказа?
6. Как пейзаж помогает раскрыть основные особенности жизни героев? (образ волка)
7. К кому из них с большей симпатией относится автор?
8. Почему в рассказе «Шибалково Семя» повествование ведется от 1-го лица?
9. Как вы относитесь к Якову Шибалку?
10. Что объединяет эти 2 рассказа? (образ матери)
11. Что вы поняли о гражданской войне, прочитав «Донские рассказы» Шолохова?
Вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрушению, охватившему Россию в начале 20-х гг мастерски воспроизведенными Шолоховым, основная тональность «Донских рассказов» остается светлой, а перспективы - открытыми. На сына надеется Яков Шибалок: .. .сын будет власть советскую оборонять. Все память по Якову Шибалку будет, не бурьяном помру, потомство оставлю».
И хочется верить, что сыну достанется лучшее время, когда казаки не будут убивать друг друга, а станут жить мирной жизнью, решая важные вопросы: налаживать быт, пахать землю, сеять хлеб, растить детей. « Песня о Земле»
Стих «29 лет назад» (сборник «Осенняя тетрадь»)
.. .Как сейчас, отлично помню
(Этот вечер мне запал
прямо в сердце!): повезло мне-
в руки Шолохов попал.
Взял я книжку - невеличку
И хоть вымок и продрог,
Но от первой же странички
Оторвать глаза не мог.
Весь квартал кругом облазив,
Выбрал я сухой подъезд
И все шесть «Донских рассказов»
Прочитал в один присест.
Вторгся в душу мне зеленый
Аромат донских степей,
Покорили волны Дона -
Хоть бери в ладонь и пей!
Верьте мне или не верьте,
С той поры на вечный срок
В душу врос до самой смерти
Добрый шолоховский слог.
Как забудешь ту страницу,
Где вдруг встали пред тобой
Эти судьбы, эти лица
Над рекою голубой.
Д/3 сочинение - рассуждение, м.б. спор с классиком:
Всегда ли великая цель оправдывает средства?
«Эти судьбы, эти лица над рекою голубой» С. Васильев.(трагедия человека в «Донских
рассказах»)
Особенности пейзажа в «Донских рассказах»(опыт исследования)
Рецензия на любимый рассказ(можно в форме письма писателю)
Любимые тропы и художественные приёмы М.А.Шолохова.

 [ Сохранить...]

 
 

Юмор :))

Школьные анекдоты      

Афоризмы      
 

Сервис

Отправка SMS      

Отправка E-m@il      

=> Загрузки      

Каталог ресурсов      

Библиотека      

Шпаргалки      
Разное...      
 

Опрос

Какая аудитория сайта?

   Мужская
   Женская

[другие опросы...]        

 

Общение

Форум      

  => Чат      
 

Знакомства

Ищу
от   до лет
Где
 

Погода

Сегодня в Благовещенске...

 

Курсы валют

Курсы валют на сегодня:

Статистика

Счётчики:

Rambler's Top100

 

 

 

 

:: Официальный сайт школы №11 г. Благовещенска ::   powered by Тулупов Евгений   |

Copyright ©2006

Hosted by uCoz